Теория познания — методологическая основа обучения

Понимание обучения как общественного явления, как объективно необходимой передачи старшим поколением подрастающему опыта общественных отношений, организации производства и на вы ков к труду неразрывно связано с теорией познания человеком действительности. Теория познания как отражения в сознании человека обьективной действительности исходит из первичности бытия, материи по отношению к идее, сознанию. Вместе с тем признание первичности материи не отвергает активной роли человеческого сознания в познании и преобразовании действительности.

«Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Материальный мир развивается по присущим ему внутренним законам, доступным человеческому познанию. Материя находится в состоянии взаимосвязи, постоянного и вечного движения и изменения, возникновения одних форм ее движения и исчезновения других, перехода одних качественных состояний в другие. Человек отражает в своем сознании этот противоречивый процесс, открывая для себя различные стороны изменяющейся действительности, познавая их сущность, овладевая относительной истиной и бесконечно стремясь к незнанию истины абсолютной, приближаясь к ней и не достигая ее. Научно организованное обучение преследует двуединую цель: раскрытие детям и присвоение ими истины, а также формирование у них научного теоретического мышления. Оно вырабатывает у школьников способность от разрозненных понятий и абстракций восходить к воссозданию и пониманию сути целостного, реального, конкретного явления действительности. От тычинки, рыльца, пыльцы, лепестка ребенок постепенно приходит к пониманию конкретного целого — цветка.

Задача состоит в том, чтобы на основе живого созерцания, глубокого проникновения в сущность деталей, частностей конкретного явления обеспечить детям возможность более глубокого проникновения в целостное конкретное, многообразное явление. В условиях научно-технического прогресса, требующею от человека глубокого интеллектуально-творческого развития, в процессе обучения важно усилить внимание к формированию у детей отдельных понятий, абстракций путем живого созерцания реально-конкретного, так и к процессу использования ими абстракций в целях освоения конкретного целого. Логика обучающею познания есть бесконечное диалектическое единство движения в сознании от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Ребенок переходит от общего представления об обьективности явления к отвлеченному знанию о его отдельных частях, сторонах, качествах. А от абстрактных ограниченных и разрозненных понятии к проникновению в сущность явления как целого, к углублению в истину. В этом взаимодействии мыслительных процессов заключается основной закон познания в процессе обучения.

Познание как общественно-исторический процесс имеет принципиальное, методологическое значение для научного понимания обучения. В чем же общие и отличительные, специфические особенности этих процессов? Общее заключается в исходной позиции: в признании познаваемости реального, объективного мира; единства логики, диалектики, познания и практики; в возможности познания общего, существующего через частное, отдельное, а отдельного, особенного через общее. Отличие же обучения от общественно-исторического познания обусловлено спецификой задач, содержания, форм и методов подготовки подрастающего поколения, а также возрастно-индивидуальными особенностями детей.