Теория познания — методологическая основа обучения

Несвоевременное снятие этого противоречия может способствовать формированию у учащихся формального, поверхностного, догматического мышления и возникновению искусственного противоречия самой педагогики с жизнью. Это случается, когда педагоги абсолютизируют догматическое познание, особенности становления познавательных сил детей, вместо того, чтобы интенсивно развивать их в процессе обучения, приобщать к диалектическому мышлению. Преподавание нередко строится без учета взаимопереходов в познании от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному, игнорируется сочетание анализа и синтеза, взаимодействие содержания с формой и формы с содержанием на основе перехода количества в качество Познание организуется как усвоение последовательного ряда «абсолютных» истин, а не как бесконечное движение от явления к сущности. Такой подход влечет за собой и соответствующую методику. Достаточно вспомнить метод традиционного обучающего познания на вопросно-ответной основе, с помощью которого учитель добивается заучивания учеником как вопроса, так и готовой «абсолютной» истины — ответа.

Полностью исключается необходимость размышлений, установления связей, разрешения противоречий К застою в развитии детей ведет и абсолютизация способов преподавания готовых знаний, таких, как рассказ, объяснение, лекция, их противопоставление исследовательским методам, позволяющим детям непосредственно соприкасаться с диалектической логикой самой жизни.

Таким образом, в основе научного познания действительности в качестве основного способа мышления лежит диалектика. Обучающее же познание обладает своей спецификой. Вместе с тем оно призвано, преодолевая противоречия, подводить детей к усвоению элементов диалектики как средства освоения научных знании и развития теоретическою, диалектического мышления.

4. Критерием истины в общественно историческом познании является общественно-историческая практика. Раскрытые силами науки законы эффективно применяются в деятельности человека: общественном производстве; в прогнозировании процессов, событий, явлений в природе и обществе; в совершенствовании и перестройке общественных отношений. Совпадение, единство, тождество научной идеи, теории и общественной практики есіь проявление объективной истины.

В обучающем познании роль практики существенно изменяется. Результаты общественно-исторической практики привлекаются в учебный процесс как исходный материал познания и источник подтверждения истинности изучаемых детьми знаний. Большое значение в обучении имеет также общественная практика самих учащихся в учебном процессе, в общественно полезном груде, в производстве. Индивидуальный опыт ребенка не только убеждает его в истинности передаваемых ему знаний, по и даст возможность приобрести умения и навыки практической деятельности, производственный опыт и уверенность в собственных силах. Навыки, возможность участия в практике способствуют самовыражению детской личности. Наконец, именно практика в наибольшей степени способствует выбору жизненного пути, ориентации в многообразии практических профессий.

Таким образом, общественно историческая практика есть критерий истины, а обучающая практика—способ утверждения в истине и обретения возможностей участия в общественной практике.