Теория познания — методологическая основа обучения

5. Общественно-историческое познание представляет собой изначально творческий процесс, заключающийся в единстве творческого познания и преображения действительности. Познание объективной действительности, в сущность которой человек не может проникнуть одномоментно и исчерпывающе, требует от него развитою мышления и богатого творческого воображения: выдвижения гипотез; разработки представлений о спонтанных сущностных процессах и методик их изучения; создания моделей, схем технологических процессов; форм воплощения продуктов труда и организации производства. Общественно-историческая практика есть творческий процесс воплощения познанной человеком истины в формах реального бытия. Вторая, искусственная природа есть практический результат человеческого творчества.

Обучающее познание является важным элементом процесса общественно исторического познания. Оно направлено, в конечном счете, на формирование творческого подхода человека к любому виду общественной деятельности Обучение представляет собой единство, комбинацию усвоения, запоминания и творчества, где само творчество представляет собой эффективный процесс усвоения готовых истин. Закон обучения заключается в том, что чем более творческий путь усвоения знаний избирается педагогом и детьми, чем более новый и необычный результат получается в итоге, тем сознательнее и прочнее усвоение изучаемого знания.

В обучении творчество самих детей выступает в качестве действенного способа глубокого освоения и применения знаний, умений и навыков на практике, одновременного развития их творческих сил, дарований, способностей. В отдельных случаях, в условиях благоприятного технического или художественного творчества, возможно создание школьниками подлинно новых и оригинальных изделий, произведений. Таким образом, если процесс познании объективной действительности изначально творческий процесс открытий объективных истин и создания нового, то процесс обучающего познания использует творчество как способ мобилизации всех духовно-интеллектуальных эмоциональных и физических сил детей в целях освоения ими объективного знания о реальном мире.

Таким образом, диалектическая теория познания является методологической основой подлинно научного понимания обучающего познания. В свете этой теории научная педагогика рассматривает все теоретические и практические вопросы организации учебно-воспитательного процесса, методик обучения и самостоятельного учения школьников.