Детская одаренность

Наряду со стимулирующими есть факторы, препятствующие, сдерживающие развитие одаренности в детях. Среди них не только отсутствие социально-материальной базы, ноля проявления многообразной талантливой деятельности детей, их творчества, но и формализованные, автоматизированные и механизированные системы обучения. Отрабатывая навыки исполнительства, подражательства, репродуктивной деятельности, послушания, внешней дисциплины, добиваясь успеха в дрессуре, они в зародыше подавляют человеческую «самость», духовность, одаренность, талант, являющийся па свет божий во всей неповторимости как результат органического единства самоорганизации и творческой интеллектуальной свободы. Заорганизованностыо. за шорен ностью методик обучения и воспитания обьясняется неуспеваемость и плохое повеление на уроках одаренных детей. В нем внешнее инстинктивное проявление протеста гибнущего таланта. Бездарность, отсутствие у ребенка интереса к самому себе — естественное следствие за числения его в массу «неспособных», «бездарных» «хулиганов» и «дураков», в группу социально и психологически отверженных.

Развитие детской одаренности сдерживает и закабаленность значительной части детей духовно нишей, бездуховной массовой культурой, манипулирующей их чувствами и сознанием, превращающей их в массивные объекты агрессивного воздействия. Негативно сказывается отсутствие психотерапевтической и психологической помощи школьникам в преодолении комплексов неполноценности, агрессивности, сексуальности, в развитии стремления сублимировать внутреннюю энергию в полезное творческое самопроявление.

Центральным в проблеме одаренности является вопрос о ее типах, силе и полноте проявлении, а также об основных критериях талантливости. Типы одаренности детей весьма разнообразны. В целях определения, выявления типов одаренности необходимо тесное сочетание общеразвивающих и специальных упражнений. Существует несколько типов интеллектуальной одаренности. Рационально-мыслительный тип проявляется в наклонности ребенка к понятийно-отвлеченному, абстрактному мышлению, к различного рода теоретическим обобщениям. Такая способность преимущественно необходима ученым, политикам, экономистам, общественным деятелям — всем, чья профессия требует умения обобщать, оперировать символами, делать обоснованный, взвешенный выбор в многообразных научных, хозяйственных, политических ситуациях и принимать ответственные решения. Абстрактному рациональному способу освоения реального мира противостоит образно-художественный мыслительный тип. Его отличительная черта — мышление образами, способность оперировать образно-зрительными, образно слуховыми представлениями, создавать в воображении новые образные обобщения, конструкции, модели, комбинации из элементов звука, зрительного и словесного материала. Образное мышление широко используется в художественно творческих, дизайнерских, конструкторских профессиях, позволяет эффек1ивно выбирать оптимальные варианты для новых технико технологических и художественно-промышленных решений, создавать оригинальные произведения искусства. Встречается и смешанный, рационально-образный тип одаренности, позволяющий ученому использовать воображение в научных открытиях и создавать художественные произведении, а художнику, писателю, композитору — ярко проявлять себя в качестве мыслителей: философов, историков, политиков, ученых, религиозных деятелей. Одаренность проявляется и в повышенной эмоциональной чувствительности одного человека к биополю другого. На этой основе развивается экстрасенсная способность отдельных индивидов активного воздействия на физические и духовно психологические состояния людей. Такая одаренность чрезвычайно важна для врача, особенно психотерапевта. актера, режиссера, общественного деятеля, работающего с массами.