Детская одаренность

Разнообразны типы одаренности в физической организации, нередко сочетающиеся с теми или иными типами интеллектуальной одаренности. Среди них такие тины, как двигательно-физический, нервно-пластический, интеллектуально-физический. Физическая одаренность важна для каждого человека, но совершенно необходима для исполнения рабочих, крестьянских, космических, воинских профессий, а также для танцовщиков, актеров, физкультурников и спортсменов.

Одаренность различных направлений и типов как качественное новообразование в человеке проявляется в результате разнообразных комбинаций всех сущностных сил. Развитию ее в ребенке способствует информация о возрастных проявлениях талантливости, степени, силе и форме ее выражения. Направленность некоторых способностей ребенка может проявляться ярко уже в раннем, дошкольном возрасте. Одаренность в двигательно-физической сфере, придающая телу особую пластичность, открывающая перспективу занятий балетом и спортом, подлежит развитию, едва завершится первоначальный этап становления организма. Раннее проявление талантливости обнаруживается в области теоретико интеллектуального и художественною творчества. Включение в активную деятельность соответствующих сущностных сил дошкольников (слуха, зрения, осязания, психических процессов, нервной системы, дыхания) — решающее условие приобретения ими специальных навыков, успеха в достижении в будущем мастерства.

Вместе с тем у многих ребят может и не быть яркого проявления способностей в раннем возрасте. Их увлечения изменчивы и неустойчивы, они достигают средней успешности как в учебе, так и в свободно избранных занятиях. Однако это не значит, что такие дети вообще бездарны. Одни из них еще не нашли себя в повседневных обыденных делах, не попадали в ситуацию, наиболее благоприятную для проявления своих индивидуальных способностей. Процесс созревания сущностных сил других несколько замедлен, требует значительных временных затрат и большей работоспособности в избранном направлении деятельности. У таких ребят, с виду середнячков, в более поздние возрастные периоды случается бурное проявление дотоле скрытой, внутренне формировавшейся одаренности, своеобразного сплава сущностных сил, обретающих, наконец, сферу и форму проявления. Спонтанный взрыв способностей может направить интересы и деятельность ребенка в самом неожиданном направлении: в изобретательство, художественное или научное творчество, в область организации общественной человеческой деятельности. Наконец, одаренность ребенка может не обнаружиться очень долго, либо остаться нераскрытой вовсе. Чаще всего это зависит от того, что в среде обитания школьник так и не находит себя, не сталкивается с деятельностью, которая бы разбудила в нем дремлющие творческие силы, привела их в движение и образовала талантливую личность. Подросток, живущий на селе, в глубинке, увлекающийся техникой, не имеет возможности освоить более совершенные машины, чем трактор или автомобиль. А школьник в городе, испытывающий любовь к животным, интересующийся проблемами экологии, ограничен общением лишь с домашними животными, рыбками в аквариуме, птицами в клетке. Очевидно, что решающим условием проявления массовой одаренности детей является широта всеобщего среднего образования и разнообразие возможностей практической творческой деятельности. Закон случайного спонтанного проявления разнообразных человеческих способностей подтверждается тем чаще, чем более широки и многообразны возможности практического приложения детьми своих творческих сущностных сил. Одновременно в этом случае уменьшается элемент случайности в становлении ребенка способным человеком.