Технология учебно-воспитательного процесса

Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педаготических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт). Технологическими образованиями обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств в одной или нескольких смежных областях учебно-воспитательной работы. Технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей м стодол огни, целей и содержания. Она есть организационно методический инструментарий педагогического процесса.

Педагогическая технология конкретно реализуется в технологических процессах. Технологический процесс представляет собой определенную систему технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат. Технологическими процессами в теории воспитания являются, например, методика организации коллектива, «коммунарская педагогика», организация внедрения единых требований, самоуправления, соревнования, системы воспитательной работы в школе или в классе. В теории обучения технологическими процессами являются, например, система форм и средств изучения определенной темы учебного курса, организация практических занятий по отработке умений и навыков грамотного письма или решения задач.

Технологические подходы к организации воспитании и обучения: тесты на измерение умственной одаренности; разнообразные схемы — карт научения и отработки навыков; опорные схемы обучения; организационные структуры формирования самоуправления, соревновании, единых требовании самообслуживании. В работах ученых и учителей-новаторов разработаны: технологически четкая оптимизационная организация учебною процесса на уроке, технологический процесс поэтапного формирования умственных действий; основные технологические приемы укрепления дидактических единиц усвоения магматического учебною материала, опорные листы, комментированное управление учебным процессом, технологические опорные моменты процесса обучения творчеству; знание как фундамент творчества, строгий отбор учебною материала, многократность повторения по-разному организованного материала, разностороннее развитие ученика, формирование устойчивого интереса. обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого, постоянный контроль учителя за работой ученика и индивидуальный подход.

Предметом педагогической технологии являются конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные па основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств. В результате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении детьми знаний, умений и навыков, и формировании социально ценных форм и привычек поведения Прямыми задачами педагогической технологии и технических процессов являются:

— отработка глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков в различных областях деятельности;

— отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;

— научение действиям с технологическим инструментарием;

— развитие технологического мышлении, умений самостоятельно планировать, алгоритмизировать, стандартизировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

— воспитание привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий и общественно полезного труда.