Ребенок как субъект воспитательною процесса есть развивающаяся индивидуальность на основе природных сил и задатков, обладающая исходными потребностями, возникающими мотивами и интересами. Возможность формирования и развития задатков, способностей и потребностей каждого ребенка практически не ограничены, но обусловлены возможностями социальной среды и воспитании. Становление ребенка как индивидуальности осуществляется не только автономно, по внутренним спонтанным законам.

Оно неразрывно связано с социальными условиями, от которых зависит возможность развития или неразвития тех или иных сторон личности, дарований, потребностей, интересов. Воспитание как общественное явление, социальная среда играют ведущую роль по отношению к развивающейся индивидуальности.

Ребенок как субъект воспитания представляет собою постепенно формирующуюся гражданскую личность, аккумулирующую общественное сознание, осмысливающую идеи, формирующую собственные мотивы и стимулы поведения, совершающую все более осознанный и сознательный выбор поступков. Постепенно формируются личностные качества, потребности, интересы, активная жизненная позиция, помогающие осуществлять собственный критический анализ влияний, отношений, взаимодействий Появляется возможность ставить перед собой цели для сознательного самосовершенствования, осуществлять самовоспитание, самосодействовать становлению собственной личности.

Для ребенка как субъекта воспитательного процесса характерны некоторые особенности возрастного личностного проявления.

Ребенок младшего возраста осваивает мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Подросток стремится к актнвно-деятельностному самопроявлению в общественном взаимодействии. Старший подросток и юноша стремится к самосознанию, самопознанию и самоутверждению на основе активного проявления естественных сил и социальных потребностей. Само утверждение ребенка происходит постепенно, путем все более основательного вхождения в общественные отношения, проявления творческой, социальной, интеллектуальной и эмоциональной активности.

Созревание физических и духовных сил ребенка осуществляется на разных этапах становлении личности неравномерно. И вместе с тем лишь своевременное и гармоничное развитие сущностных сил: интеллектуальных, эмоциональных, физических, волевых создает реальную основу для всестороннего развития. Ребенок как субъект воспитательного процесса представляет собой активную саморазвивающуюся индивидуальность и личность, стремящуюся к удовлетворению своих потребностей в деятельности и общении, усваивающую, аккумулирующую, перерабатывающую в определенных условиях воспитательные воздействия, принимающую их или сопротивляющуюся им.