Сущность и основы классификации методов воспитания

Методы воспитания в своем разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов. Наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием в жизни существует и содействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них.

Методы организации и самоорганизации

Общая функция методов первой группы состоит в развитии и воспитании детского коллектива как педагогической целостности, детской коллективной самодеятельности и самоорганизации.

Коллективная перспектива как метод представляет собой отдаленную во времени цель, порождающую стремления и добровольную увлекательную деятельность коллектива. Она бывает близкой, средней и дальней, характеризуется педагогической целесообразностью и романтичностью. При выборе перспективы учитываются особенности детскою возраста, се способность удовлетворить коллективные и личные потребности и интересы детей.

Педагогическое общение

Общение — важнейшая среда духовного, общественного и личностного проявления человека, средство достижения взаимопонимания между людьми. Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром. Общение обеспечивает все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявления и самоутверждения индивидов с помощью языка или сленга, таких способов передачи информации, как мимика, поза, движение тела, жесты, изображение, символы, звуковые сигналы, условные знаки. Потребность в общении закладывается и человеке изначально, генетически, как естественное условие существования человека общественною и разумного. Общение обеспечивает обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество между людьми, развивает их психику, обогащает сознание.

Индивидуально-личностное воспитательное взаимодействие педагога и воспитанника

Здоровое увлечение педагогикой детского воспитательного коллектива как системы коллективистически воспитывающих отношений, наряду с позитивными результатами, привело н теории и на практике к ослаблению внимания к проблемам индивидуального становления детской личности. В педагогике произошло противопоставление понятий коллективизма и индивидуализма при однозначном поощрении воспитания коллективиста в коллективе и забвении, даже осуждении, воспитания индивидуальности средствами парно-индивидуальною взаимодействия.